25.07.2017

Новое в аудиторском законодательстве.

Новое в аудиторском законодательстве.
На сегодняшний день предложений по изменению законодательства и регулирования аудиторской отрасли много, но большинство из них нецелесообразно и связано только с усилением контроля, а не развитием отрасли.

Представляем обзор наиболее важных изменений в отрасли, которые имеют значение не только для аудиторов, но и для пользователей аудиторских услуг.

Инициативы Центробанка по регулированию отрасли

Осенью прошлого года в российском правительстве решили проработать вопрос о передаче регулирования, надзора и контроля над данной отраслью из ведения Министерства финансов Центробанку. В конце апреля этого года ЦБ сообщил о разработке пакета законодательных поправок, которыми предусматривался ряд системных мер по изменению аудиторской деятельности.

Профессиональное сообщество аудиторов в регионах к идее относится отрицательно. В конечном итоге это приведет к еще большему сокращению участников рынка. Оказалось, что предложения противоречат девяти нормативным актам, включая Указы Президента РФ и ряд Федеральных законов.

Подготовленными поправками, в частности, предполагалось ограничить число объектов, подлежащих обязательному аудиту, исключив из него предприятия с определенной величиной выручки и активов.

Одновременно предлагалось повысить требования к участникам аудиторского рынка, в том числе оговорив обязательную их минимальную численность: не менее трех аудиторов в компаниях, осуществляющих общий аудит, и не менее 12 – в структурах, проверяющих поднадзорные ЦБ организации, а также общественно значимые хозяйствующие объекты.

По мнению экспертов, при сужении рынка обязательного аудита произойдёт существенное ухудшение качества бухгалтерской отчетности. Соответственно, качество принятых экономических решений в РФ серьезно упадет и возникнет угроза волны новых банкротств. Согласно Конституции все граждане России, в т.ч. предприниматели и бизнес, имеют право на достоверную экономическую информацию, которая формируется в среде бухгалтерской отчетности, а ответственность за ее достоверность как раз несут аудиторы. Поэтому совершенно недопустимо лишать конституционного права обеспечения в РФ достоверной информации.

Вызвавший жаркие дискуссии в профессиональном сообществе проект ЦБ РФ по реформированию аудиторской деятельности пообещали доработать к осени – с учетом замечаний аудиторов. Наряду с прочим предполагается уточнить количественные параметры аудиторских компаний.

МСА
Одной из важных положительных инициатив на рынке аудита является введение Международных стандартов аудита. МСА поднимет качество аудиторских проверок и выведет российский аудит на другой уровень.

На территории РФ введены в действие 48 международных стандартов аудита (МСА), которые начали применяться в обязательном порядке с 01.01.2017.

В числе введенных МСА:
• контроль качества в аудиторских организациях;
• основные цели независимого аудитора и проведение аудита в соответствии с МСА;
• обязанности аудитора в отношении недобросовестных действий при проведении аудита финансовой отчетности;
• рассмотрение законов и нормативных актов в ходе аудита финансовой отчетности;
• информирование лиц, отвечающих за корпоративное управление, и руководства о недостатках в системе внутреннего контроля;
• планирование аудита финансовой отчетности и т.д.

В связи с этим значительно увеличивается объем данных, необходимых для анализа деятельности проверяемых организаций, возрастает степень публичности результатов аудита, увеличивается трудоемкость аудита при проверках в связи с возрастающим по МСА количеством аудиторских процедур, необходимостью заполнения новых форм и таблиц и т.п. Согласно новым МСА изменится форма аудиторского заключения, в которой будут указываться даже несущественные замечания аудиторов.

С уверенностью можно сказать, что внедрение МСА – ключевое событие, которое повлияет на рынок, в т.ч. может уменьшить общее количество игроков. При этом необходимо отметить, что многие аудиторы в своей деятельности уже сталкивались и работали по МСА.

Отмена аудиторской тайны
В конце марта 2017 года в Госдуму внесен законопроект, в соответствии с которым предлагается обязать аудиторские организации и аудиторов отправлять уведомления о сомнительных сделках или операциях.

Напомним, что согласно действующей редакции статьи 82 НК РФ при осуществлении налогового контроля не допускаются сбор, хранение, использование и распространение информации о налогоплательщике полученной в нарушение требования об обеспечении конфиденциальности информации, составляющей профессиональную тайну иных лиц, в частности адвокатскую тайну, аудиторскую тайну.

Однако с 1 января 2018 года аудиторскую тайну предлагается исключить из данной статьи. Кроме того, предлагается установить право должностных лиц ИФНС истребовать у аудиторов документы (информацию), полученные ими о налогоплательщике в ходе аудиторской деятельности и при оказании прочих сопутствующих аудиту услуг. Истребуемые документы должны быть связаны с исчислением и уплатой (удержанием, перечислением) налога (сбора) и смогут запрашиваться у аудиторов, если налогоплательщик не представил их в ИФНС самостоятельно.

В течение последних лет законодатель неизменно пытается навесить на аудиторов дополнительные функции, которые по факту должно исполнять государство. Например, борьба с отмыванием доходов, полученных преступным путем и финансированием терроризма. Почему-то, по мнению законодателя, этим вопросом должны заниматься, в том числе и аудиторы. Аудит не предполагает информирование государственных органов о преступлениях. Аудит в первую очередь — независимое подтверждение достоверности бухгалтерской отчетности в инвестиционных целях. Это совершенно разные функции. Тем не менее, многие госорганы пытаются использовать институт аудита в своих интересах — обнаружения и разоблачения экономических преступлений. Сложно представить, как на практике будет реализовано данное нововведение. Понятие «подозрительность операций» всегда сугубо индивидуально, как и доказательная база по нему. Законопроект, о котором идет речь, — это дополнительная мера, не имеющая четкого смысла и не сопоставимая с понятием и целями аудиторской деятельности.

Раскрытие информации об обязательном аудите
С 1 октября 2016 года в России результаты обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности становятся публичными. Соответствующие поправки были внесены в Федеральный закон «Об аудиторской деятельности». Организации, подлежащие обязательному аудиту, теперь должны вносить в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц (далее — ЕФРС http://www.fedresurs.ru) информацию о результатах аудита в течение 3-х рабочих дней после получения аудиторского заключения.
Нарушение должностным лицом аудируемой организации обязанности по раскрытию такой информации может повлечь административный штраф, предусмотренный частями 6-8 статьи 14.25 КоАП РФ, до 50 тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.